Главное содержание

Уточнен механизм определения разряда такс для лесного участка при транспортировке древесины автомобильным транспортом.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 № 578 внесены изменения в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Внесены изменения в соответствующие примечания к таблицам 1 и 2 ставок платы за единицу объема древесины в части уточнения выбора разряда такс.

Уточнен порядок расторжения типовых договоров безвозмездного пользования лесными участками.

Приказом Минприроды России от 23.03.2023 № 141 внесены изменения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков».

Установлено, что договор может быть досрочно расторгнут по решению суда в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и Лесным кодексом РФ, в том числе в случае невыполнения арендатором мероприятий по сохранению лесов, мероприятий по охране лесов от пожаров в объеме и сроки, которые предусмотрены проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, планом тушения лесных пожаров.

Уточнен порядок расторжения типовых договоров безвозмездного пользования лесными участками.

Приказом Минприроды России от 21.03.2023 № 137 внесены изменения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 г. № 435 «Об утверждении типовых договоров безвозмездного пользования лесными участками».

Природоохранной прокуратурой установлено, что не всеми органами местного самоуправления приняты меры по направлению в органы кадастрового учета сведений о границах особо охраняемых природных территорий.

Так, решением Собрания депутатов Ремонтненского района создана особо охраняемая природная территория местного значения, площадью 1000 га, при этом в нарушение требований законов границы особо охраняемой природной территории местного значения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что препятствует надлежащей охране особо охраняемой природной территории.

В целях устранения нарушений закона главе администрации Ремонтненского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены.

Природоохранной прокуратурой по обращению граждан проведена проверка исполнения законов мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Нижнекундрюченского участкового лесничества Усть-Донецкого лесничества.

Установлено, что на лесных участках, расположенных в границах Нижнекундрюченского участкового лесничества Усть-Донецкого лесничества образовано 3 свалочных очага отходов производства и потребления.

Наличие отходов производства и потребления в лесу создает условия для возникновения пожаров, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия граждан. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их жизни и здоровью, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В дельте реки Дон в районе х. Дугино находится действующий источник водоснабжения населения г. Таганрога, а также строящийся водозабор для г. Ростова-на-Дону. Границы зон санитарной охраны водозабора для г. Таганрога установлены решением Исполнительного Комитета Ростовского областного Совета депутатов трудящихся от 29.07.1966 № 692, согласно которому в пределах территории второго пояса находятся, в частности, населенные пункты: Кумженский, Колузаево, Курганы, Городище, Елизаветинская, Обуховка, Дугино и др.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не могут предоставляться в частную собственность в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2020 году на системной основе проводились проверки исполнения законов при осуществлении деятельности организациями водопроводно-коммунального комплекса (городские, районные «водоканалы») по водоснабжению населения области и водоотведению сточных вод, по результатам которых выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства.

Так, установлено, что МУП «Пролетарский водоканал» использует подземные и поверхностные водные объекты для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Пролетарска и Пролетарского района в нарушение требований законов в отсутствие правовых оснований и действующих лицензий на право пользования недрами, правоустанавливающих документов, а также утвержденных министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области проектов зон санитарной охраны.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О любительском рыболовстве» любительское рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

В силу ст. 6 Федерального закона «О любительском рыболовстве» любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты. Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Правила охоты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях.

С 01.01.2021 вступили в законную силу Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477 (далее – Правила охоты).

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки исполнения министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, органами местного самоуправления и организациями водопроводно-коммунального комплекса законов в сфере охраны и использования водных объектов при организации водоотведения в ходе которых установлено, что сведения о границах зон санитарной охраны 7 источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

По данным фактам министру жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого не приняты меры по устранению выявленных нарушений, в связи с чем в суд направлено административное исковое заявление о признании бездействия незаконным, обязании направить в органы регистрации прав документы в целях внесения в ЕГРН сведений о границах зон санитарной охраны источников водоснабжения, которое находится на рассмотрении.